Города и Страны

Большой Петергофский Дворец

Достопримечательности Санкт-Петербурга

Большой дворец Петергофа – роскошная резиденция русских императоров

Рубрика: Санкт-Петербург

Главным зданием дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», его доминантой является Большой дворец. На самом деле он не настолько внушителен и довольно узковат, но если смотреть на него со стороны Верхнего или Нижнего сада, панорама открывается впечатляющая. Секрет такого «оптического обмана» в уникальной архитектуре здания и его выгодном месторасположении. В трехэтажном здании – со сверкающими позолотой куполами Церковного и Гербового корпусов и галереями – можно насчитать около трех десятков залов, среди них имеются парадные с богато украшенным интерьером. Его протяженность вдоль террасы почти триста метров.

Из истории Большого Петергофского дворца

Дворец задумывался как загородная резиденция Петра Великого. Первоначально он, довольно скромный, назывался Верхними (или Нагорными) палатами. Место строительства выбирал сам император, он же определил архитектурный облик здания – в стиле так называемого петровского барокко, широко использовавшемся в новой столице Санкт-Петербурге. Дворец возводился с 1714 по 1725 год сначала по проекту Жана-Батиста Леблона, затем Николо Микетти. При императрице Елизавете Петровне его перестроили: за образец была взята модель Версаля архитекторов Луи Лево и Жюля Ардуэна-Мансара.

Иногда указывается другая дата старта строительства – 1710 год. Однако он выдался неудачным. Архитектором Иоганном Браунштейном не были учтены особенности местности и здание начало давать осадку. Впоследствии строительством стал руководить Леблон. Его проект предусматривал отвод грунтовых вод, что исключало бы оседание почвы под зданием. Он позаботился и о расширении окон и дверных проемов, что придало дворцу величественности. Достраивал же резиденцию Микетти. Симметричные галереи с обеих сторон по длине дворца – его заслуга.

Фасадом Большой дворец смотрит в сторону моря. В бытность царя-преобразователя там был парадный въезд в него. Растянутое строение раскинулось на естественной террасе и является как бы связующей нитью между двумя петергофскими садами – Верхним и Нижним. Четкие линии делят фасад на центральную, восточную и западную части. Первую покрывает сложно сконструированная серебристо-белая крыша. Она подчеркивает величественность здания, а наличие больших окон и террас – летний характер царской резиденции.

Особенности внутренних дворцовых интерьеров

В царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого (середина XVIII века), создавались внутренние интерьеры дворца. Императрица поставила перед Растрелли задачу сделать их богаче, роскошнее. Судя по обилию деревянной резьбы с позолотой, паркетов из ценной древесины (причем разных пород), красивых плафонов и множеству зеркал, гений барочного стиля с задачей справился. Особенное внимание было уделено Танцевальному залу (тогда он именовался Купеческим). Тут государыня принимала именитых купцов, которые по ее словам, «любили золото».

Во второй половине того же столетия интерьеры Большого зала подверглись новой волне переделок и изменений. Архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот и Ю. М. Фельтен оформили с 1760 по 1770 год в модном тогда классическом стиле интерьеры Тронного и Чесменского залов и Китайских кабинетов. Строительство дворца заняло в общей сложности 200 лет. Результат комбинации различных стилей впечатляет: петровские покои соседствуют с барочными залами середины XVIII века, апартаментами периода классицизма и покоями в стиле рококо середины XIX века.

Некоторые залы и помещения Большого дворца

Парадная лестница. Интерьер квадратного зала с двухсветной лестницей роскошен. Плафоны расписаны масляной живописью, стены – темперой и украшены лепниной. Лестница украшена барельефами, статуями, картушами, вазами, рокайли.

Чесменский зал. Самый известный зал во дворце. Назван в честь Чесменского сражения 1770 г. в русско-турецкой войне. Половина из двенадцати находящихся здесь картин Якоба Филиппа Гаккерта посвящены непосредственно этому сражению.

Танцевальный зал. Отличается особо праздничным интерьером и большой площадью: его 270 кв. метров занимают во дворце все западное крыло. Глухие северная и западная стены зала оснащены зеркальными окнами-обманками.

Голубая приемная. Представляет собой небольшое канцелярское помещение, связанное с вышеупомянутыми залами. Стены затянуты шелковым голубым штофом, отсюда и название. Тут находились секретари и камер-фурьеры – летописцы дворца.

Тронный зал. Интерьер самого большого (330 м2) и самого парадного зала создавался в 1777-1778 годах Ю. М. Фельтеном. В нем доминирует белый цвет.

Большой Петергофский дворец — корона царской резиденции

В основе декора – живопись. Присутствуют элементы монументального лепного декора.

Китайские кабинеты. Их два: Восточный и Западный. Обрамляют собой Картинный зал. Привезенные еще при Петре лаковые ширмы из Поднебесной легли в основу их убранства. В каждом Валлен-Деламот установил по 5 декоративных панно.

Интересные факты из летописи дворца

На снимке примерно 1913 года император Николай II и его дочь великая княжна Татьяна засняты вместе с солдатами Улановского полка перед Большим дворцом.

Большой Петергофский дворец практически полностью был разрушен в годы Великой Отечественной войны. Восстановительные работы завершились в 1953 году.

Из десяти декоративных панно в Китайских кабинетах подлинными являются только два. Восемь были утрачены во время войны и впоследствии воссозданы.

Похожие публикации:

Армянская» церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник» Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские» триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник» Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник» Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

 

Чесменский зал

В середине XVIII века этот зал, расположенный перед Тронным, носил название Аванзала. В нем прибывшие на прием официальные лица ожидали начала церемониала.

Ф.-Б. Растрелли поместил Аванзал в той части здания, где к основному объему дворца примыкает с юга сильно выдвинутый в Верхний сад флигель с большой Светлой галереей. Находясь в северо-западном углу, зал открывает парадную анфиладу. На окно этого зала ориентирована ось анфилады, создавая зрительный выход ее за пределы дворца.

О первоначальной отделке интерьера известно из документов. Стены его покрывали деревянные щиты, богато декорированные золоченой резьбой. В характере последней были выполнены и многочисленные бра.

В июле 1751 года Канцелярия от строений заключила договор с художником Лоренцо Вернером о написании живописного плафона для Аванзала за пять месяцев.

За год до этого "вольный живописный мастер" Лоренцо Вернер, происходивший из Южной Германии или Швейцарии, уже написал плафон в одну из комнат восточной части дворца.

Плафон Аванзала изображал богиню Цереру, вручающую первому землепашцу Триптолему колосья. В образах героев античной мифологии прославлялось процветание крестьянской России под "мудрым" правительством Елизаветы Петровны.

Великолепная орнаментальная живопись, выполненная живописным подмастерьем Иваном Бельским, окружала центральную часть зеркала потолка и переходила на падуги.

В 70-х годах XVIII века зал переделывается архитектором Ю. М. Фельтеном.

Все золоченые украшения были сняты. И мастера Насонов и Бернаскони приступили к созданию нового, на сей раз изысканного лепного декора в строгих классических формах.

От старой отделки сохранились лишь паркет с крупным звездчатым рисунком, плафон Л. Вернера, да снятые было зеркала в простенках "зеркального дела ученик Андрей Руксвишников" вновь ставит на те же места.

17 июня 1779 года из Академии художеств прибыли 4 барельефа и 4 медальона для установки на стенах, а еще за полгода до этого стены зала украсили 12 огромных живописных полотен, сюжетом для которых послужили события экспедиции русского военно-морского флота в архипелаг Эгейского моря и победа над турками при бухте Чесма 26 июня 1770 года.

Эта победа явилась одной из самых ярких страниц русской военной истории второй половины XVIII века. Восторженно отзывался о ней Вольтер. В России в память о победе отечественного флота воздвигается ряд монументов.

Своеобразным памятником Чесменскому сражению явился и ансамбль декоративного убранства парадного зала Большого петергофского дворца. Зал стали называть Чесменским.

Прославлению победы служит и лепной декор зала. Над четырьмя дверями изображены трофеи — турецкое оружие, чалмы, султаны. Гирлянды лавровых листьев, орденские ленты, обвитые вокруг картинных рам, изображения античных героев-полководцев, турецкие полумесяцы и, наконец, дельфины — символ спокойного моря.

Удачно скомпонованные, свободно моделированные и тонко проработанные барельефы над дверями были исполнены намазным способом, без предварительной отформовки. Это придавало им неповторимую живость и индивидуальность, свидетельствуя о незаурядном мастерстве их создателей.

Но основным элементом отделки являются 12 живописных полотен, написанных немецким живописцем Филиппом Гаккертом в 1771 — 1772 годах. На картинах изображены драматические моменты ночного боя при Чесме и уничтожение всего турецкого флота.

Исключительно интересное описание коллекции картин Гаккерта оставил немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете, использовав в нем и автобиографические записки самого художника. Гете хорошо знал Гаккерта, путешествовал с ним по Италии, брал у него уроки живописи.

Картины были заказаны Гаккерту русским правительством. Художник писал их на основании впечатлений участников сражения графа А. Орлова, адмиралов Г. А. Спиридова, С. К. Грейга и других офицеров.

На одной из картин (правая верхняя картина на восточной стене) изображен момент гибели флагмана русской эскадры фрегата "Святой Евстафий", загоревшегося во время боя от пожара на турецком корабле "Реал Мустафа". При написании полотна художник сначала допустил ряд неточностей, которые объяснил тем, что ему никогда не приходилось видеть горящее судно. Чтобы предоставить ему такую возможность, по приказанию Екатерины II в Италии, на рейде порта Ливорно был взорван 60-пушечный русский фрегат "Святая Варвара". Европейские газеты писали об этом событии подробнее, чем о самой Чесменской битве. Расточительность русского правительства, не пожалевшего боевого судна для того, чтобы художник мог правдиво написать один из многих драматических эпизодов боя, поразила Гете.

Другое полотно изображает момент гибели всего турецкого флота в Чесменской бухте, где он был заперт русскими эскадрами и сожжен. А рядом еще одно полотно, на котором изображены суда победоносного русского флота, возвращающиеся из Чесмы, с единственным сохранившимся от всего турецкого флота кораблем "Родос". На его мачте спущен турецкий флаг и заменен русским. Русский флот салютует победителям.

Ф. Гаккертом сначала были исполнены б картин, но потом он написал еще б, изобразив последовавшие за сожжением турецкого флота эпизоды морской войны с Турцией. Все 12 картин были помещены во вновь отделанном зале Большого дворца.

В годы Великой Отечественной войны зал был сильно разрушен, почти вся его отделка погибла. Но полотна Ф. Гаккерта были вовремя эвакуированы и сохранились.

В 1969 году завершилось восстановление зала. Мастера-реставраторы заново исполнили лепной декор, использовав сохранившиеся фрагменты старой лепки.

После реставрации, произведенной художниками Р. Сау-сеном и Б. Косенковым, картины Гаккерта вернулись на свои места.

Зал вновь обрел значение памятника доблестным русским морякам, покрывшим неувядаемой славой свои знамена.

Вместо погибшего в 1941 году плафона Л. Вернера в зале помещен плафон на мифологический сюжет из греко-троянской войны "Жертвоприношение Ифигении".

Великолепие русского Версаля | Петергоф, внутреннее убранство

Миф рассказывает, что греки однажды снарядили корабли для похода на Трою. Но богиня Артемида прогневалась на греческого царя Агамемнона, убившего на охоте ее любимую лань, и послала встречные ветры, задержавшие корабли греков. Оракул, спрошенный жрецами, возвестил, что во искупление вины Агамемнон должен принести в жертву Артемиде свою дочь Ифигению. На плафоне изображен тот момент, когда жрец Калахас заносит нож над Ифигенией, рядом стоит ее жених греческий герой Ахилл, на руки прислужниц упала без чувств мать Ифигении Клитемнестра. Но Артемида в последний момент сжалилась над девушкой, заменив ее на жертвеннике ланью. Ифигения же стала жрицей богини в Тавриде.

Тема плафона, место действия сюжета и его аллегорический смысл не противоречат замыслу художественного решения зала. Художественные качества же его несомненны. Автором плафона, написанного в 1690 году, является известный немецкий художник Августин Тервестен Старший (1649-1711). Наряду с замечательным скульптором и архитектором А. Шлютером он был основателем Академии художеств в Берлине.

А. Тервестен написал много декоративных панно и плафонов на мифологические сюжеты. Он автор нескольких плафонов в берлинском королевском дворце Шарлоттенбург.

Работа А. Тервестена, находящаяся в Чесменском зале, была обнаружена в одном из старых особняков в Ленинграде и решением Государственной инспекции по охране памятников передана в Петергоф.

В северо-западном углу зала находится парадный бюст Екатерины II работы известного итальянского скульптора второй половины XVIII века Д. Чибеи, высеченный в Италии в Карраре.

Как и раньше, в зале много пикетных и ломберных столов и стулья русской работы первой трети XIX века, изготовленные для парадных приемов в Большом дворце.

Очень хороши две одинаковые грушевидной формы люстры. Они появились здесь в июне 1770 года. Но их света для полутемного зала было недостаточно, и в 1803 году последовало распоряжение "для постановления в ночное время свеч сверх зажигаемых в люстрах к умножению большого свету приготовить довольное число железных трубок или шендальчиков".

Из Зимнего дворца их вскоре прислали 300 штук, да и на месте было изготовлено несколько десятков этих нехитрых, но удобных осветительных приборов. Их вбивали в стены залов и ставили на карнизы окон. В Чесменском зале они опоясывают все стены по линии раздела ярусов. Стеклянные лампионы, в которых помещались свечи, — остатки многочисленных изделий подобного рода, находившихся в Большом дворце до войны и чудом уцелевшие под развалинами здания. Кроме того, в зале находятся несколько шестирожковых бронзовых золоченых бра, установленных у картин в первой четверти XIX века.

При Екатерине II Чесменский зал был местом, где обычно принимались "курьеры с привезенными турецкими завоеванными знаменами". В довоенное время здесь находился морской мундир Екатерины, напоминавший о ежегодных маневрах на заливе близ Петергофа, устраивавшихся "в воспоминание совершенного потрясения турецкого флота при Чесме и прочих викторий над Оттоманской Портой".


Чесменский зал.


Картина ‘Бегство турецкого флота в Чесменкую бухту’. Художник Ф. Гаккерт. 1772 г.


Чесменский зал. Плафон ‘Жертвоприношение Ифигении’. Художник А. Тервестен. 1690 г.

 

Петергоф (Россия)Версаль (Франция)

 

Если сравнивать стили Петергофа и Версаля, то можно заметить, что во многом они очень схожи. Поскольку Петергоф был по большей части скопирован с Версаля, то соответственно и архитектурные стили у них были примерно одинаковые.

В Версале главным образом присутствовали стили классицизма и позже (в основном в парковой зоне) абсолютизма. Поскольку классицизм — это изображение мифологических сюжетов, то на фасаде здания можно увидеть различные сюжеты из истории Древней Греции. В Петергофе (частично скопированном с Версаля) были использованы несколько другие стили. Нельзя отрицать, что большая часть зданий выполнена в стиле классицизма, но также присутствует более практичный, но менее дорогой стиль — неоготика, а так же барокко и необарокко.

Версаль — это величественный дворец, который был построен с головокружительной роскошью. Над его созданием трудились архитекторы Луи Лево (1612–1670), Жюль Ардуэн-Монсар (1646–1748), Андре Ленотр (1613–1700) и др. Первое упоминание о Версале, как о местности, относится к 1037 году. Версаль заложил (если можно так сказать) Людовик XIII. Изначально Версаль представлял собой небольшой охотничий домик (на самом деле это был небольшой скромный замок) в котором можно было отдохнуть после одного из главных развлечений королевского двора — охоты. Этот замок был настолько мал, что в нём не было даже спальни для матери-королевы и жены-королевы.

Людовику XIV очень понравилось это место, но, разумеется, слишком скромный, по королевским меркам, охотничий домик, его не устроил. Король солнце, как называли Людовика XIV, затеял на его месте грандиозное строительство и превратил этот скромный замок в величественный дворец. Позднее, в 1664 году он перенес из Парижа в Версаль свою королевскую резиденцию. Идеалы государственности во Франции потребовали такие художественные формы при строительстве Версаля, чтобы они были сходны по своему величию с дворцами правителей Древнего Рима и Греции. Так как строгий стиль классицизма казался недостаточно пышным для Людовика XIV, было решено обратиться к стилю барокко. В результате получился «Большой королевский стиль», в котором сочетаются классические формы в архитектуре и садово-парковом искусстве с помпезностью барокко. В результате загородная резиденция короля стала воплощением «великого царства и синонимом абсолютизма».

Тем же целям служила солнечная символика, которая связывала образ короля солнца Людовика XIV с богом солнца Аполлоном. Эта аналогия прослеживается в убранстве внутренних интерьеров. Особый интерес представляют центральная часть версальского дворца, где находятся королевские покои, и знаменита Версальская галерея, выходящая на террасу. В Большие королевские покои вводит зал Геркулеса — главная придворная бальная зала. Огромная картина в потолке изображает «Апофеоз Геркулеса». Это полотно считается одним из самых грандиозных в мире: оно достигает 18 метром в высоту и 17 метров в ширину.

Но начинается анфилада королевских покоев с салона Изобилия. Свое название он получил из-за того, что являлся буфетной комнатой. На столах в этой комнате всегда стояли самые дорогие вина и экзотические фрукты. Также этот салон являлся салоном Медалей, в нем хранились всякие редкости, которые собирал король Людовик XIV. Дальше шел салон Дианы, названный так в честь римской богини охоты — Дианы. Салон бы довольно скромный и, как ни странно, являлся бильярдной короля (Людовику XIV очень любил этот вид развлечений). После салона Дианы шел салон Меркурия. Этот салон являлся спальней короля и олицетворял собой абсолютное богатство и величие. Посередине, под пурпурным бархатным пологом, стояла кровать. Сам полог, а также все одеяла и подушки были вышиты золотыми нитями. На их вышивку уходило 12 килограмм золота. И это лишь маленькая деталь, маленький штрих к портрету короля Людовик XIV. Все в этой комнате говорило о богатстве её владельца, все было из серебра и золота, начиная от столовых приборов и заканчивая чеканкой на кровати.

Самое удивительное помещение всего дворца — Зеркальная галерея. Зеркальную галерею проектировал знаменитый французский архитектор того времени — Жюль Ардуэн-Мансар. Жюль Ардуэн-Мансар (фр. Jules Hardouin-Mansart, урождённый Жюль Ардуэн; 1646–1708) — французский зодчий, придворный архитектор Людовика XIV, внучатый племянник Франсуа Мансара, один из крупнейших представителей стиля барокко во французской архитектуре.

ПетергофЛегенда гласит, что место для этого города выбрал сам Петр I. В 1705 году небольшое судно «Мюнкер» пристало к берегу Финского залива в 40 км от строящегося Санкт-Петербурга. Отсюда хорошо просматривались горизонты Балтийского моря и обширный остров, где в то время велось строительство грозной крепости — Кронштадта. В 1710 году были предприняты первые действия по преобразованию «хоромцев» в роскошный дворцовый ансамбль — Петергоф. История рассказывает, что Петр I после победы над Швецией (в Северной войне) совершил путешествие во Францию. Там он изучил планировки блистательных французских королевских резиденций — Шуази, Трианона, Версаля. При этом особое внимание уделялось разнообразным техническим решениям и деталям устройства парков и фонтанов

В 1716 году Петр I выписал из Франции известного архитектора Александра Леблона, назначив его генерал-архитектором будущего Петергофа. Многие идеи воплотили в жизнь итальянские архитекторы — Бартоломео Карло Растрелли, Николо Микетти, мастера фонтанов — венецианцы Джулиано и Джованни Бараттини. Работы по возведению Петергофа велись со сказочной быстротой, и уже в августе 1725 года состоялось его торжественное открытие.

В годы правления Екатерины I и Анны Иоанновны в Петергофе претворялись в жизнь задумки и архитектурные усовершенствования Петра I. Когда на трон взошла Елизавета Петровна, она пригласила сына знаменитого Карло Растрелли, который к тому времени уже зарекомендовал себя, как блестящий архитектор. Франческо Растрелли возглавил работы по переустройству Петергофа. При нем были преобразованы Верхние палаты, оформлен Верхний сад. Также был возведен новый Елизаветинский корпус, который органично вошел в уже обустроенный Петергоф.

К началу 19 века в Петергофской слободе имелось полсотни домов обывателей и различные нежилые строения — конюшни, сараи и прочее. Александр I велел перестроить наиболее некрасивые постройки. Проекты для новых домов были разработаны В. П. Стасовым и другими. Преображенные здания послужили казармами для нескольких кавалерийских полков. При Николае I территория Петергофа были расширена за счет покупки земель к востоку от Нижнего парка. С 1826 года строения Петергофа дополняются двухэтажным Коттеджем, который принадлежал жене Николая I — Александре Федоровне. Позднее был выстроен Фермерский дворец и разбит Пейзажный парк. Воцарение Александра II ознаменовалось открытием железной дороги, которая соединила Петербург и Петергоф. История дворцового комплекса до 1917 года — это блестящая жизнь блестящих дам и кавалеров, членов царской фамилии и петербургских вельмож.

Интересные факты. Версаль.

1)        Итальянцы во Франции.Расходы на строительства Версаля (пожалуй, самой дорогой стройки своего времени) буквально опустошали государственную казну, а идеи Людовика XIV лишь ширились. Для сокращения расходов министр финансов Кольбер решил использовать только “отечественные” материалы. Но возникла проблема: в XVII веке монополия на изготовление зеркал принадлежала венецианцам и ревностно охранялась. Для Версаля требовалось множество зеркал. Тогда Кольбер переманил итальянских мастеров для работы во Франции.

Екатерининский дворец, Монплезир и Банный комплекс (Петергоф часть 2)

Узнав об этом, венецианцы пришли в бешенство и наняли наёмных убийц — чтобы те покончили с перебежчиками. Но остановить распространение технологии уже не удалось, во Франции благополучно наладилось собственное производство.

2)        Страна или дворец? Вот в чем вопрос. Печально, но сегодня зеркальная галерея уже не так красива (или, по крайней мере — пышна), как была некогда. Почему? Многие украшения переплавили! И сделали это не какие-то беспощадные вандалы, а сам Людовик XIV, идейный вдохновитель первоначальной роскоши. Серебряная мебель и бесчисленное множество других украшений, годами истощающих бюджет Франции, пали жертвой военных амбиций короля — их “переделали” в серебреные монеты для содержания армии. Такова была эпоха: щедро тратить, не думая о завтрашнем дне!

3)        Дипломатия и дворец. Людовик XIV использовал Зеркальную галерею для приёма послов с самого её завершения. И это было весьма ловким ходом — невероятный интерьер потрясал послов и, конечно, заставлял их испытывать уважение к владельцу дворца. Но, по-настоящему знаковые события в Зеркальной галерее произошли много позже, когда Версаль давно уже перестал быть королевским дворцом.

4)        Где мрамор? Большинство декоративных панелей и колонн, украшающих дворец, выглядят мраморными или выполненными из других ценных пород отделочных камней. Так изначально было задумано самим королем и его архитектором. Однако денег на это великолепие не хватило. Панели и колонны на самом деле вырезаны из дерева и покрыты искусной росписью. Их даже вблизи зрительно крайне сложно отличить от настоящих мраморных колонн.

5)        Версаль — бывшая резиденция французских королей, дворец, парк с фонтанами, Большой Канал, дворцы Большой и Малый Трианон и парк Марии-Антуанетты с селом в миниатюре.

6)        Версаль был самым большим дворцом в Европе, где могли одновременно разместиться 20 тысяч человек.

7)        На территории Версаля 50 фонтанов, 52 000 квадратных метров зданий (2 153 окон, 700 комнат, 67 лестниц, 350 каминов, 6 000 полотен, 1 500 рисунков, 15 000 гравюр, 2 100 скульптур), 20 километров дорог, 200 000 деревьев и 210 000 цветов. Большой Канал занимает 23 гектара. Вокруг дворца 20 километров ограждающих стен.

8)        Идея строительства Версаля возникла у короля из зависти, которую он испытал, увидев замок своего министра финансов Виконта Фуке в Во-ле-Виконт. Король Солнце отравил Фуке и отобрал его владения.

9)        Парк Версаля, на площади в 101 гектар, был создан на низком болотистом месте. Все было сделано заново, включая перепады рельефа, водоемы, зеленые насаждения.

10)    Первый охотничий домик с прилегающим садом был построен по воле Людовика XIII в тридцатых годах XVIII века. Строительство Версаля началось при Людовике XIV.

11)    В Салоне войны стены увешаны монументальными полотнами, которые восхваляют самые значительные военные победы Франции. Под огромными полотнами битв зрителям представлены черно-белые фотографии, показывающие всю страшную правду о горестях, смертях, голоде и разрухи.

12)    После поражения Франции во франко-прусской войне Версальский дворец с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 был резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером — Вильгельм I.

13)    В конце Первой мировой войны в Версальском дворце было заключено предварительное перемирие, а также Версальский договор с побежденной Германией. Последствия Версальского договора были основой для возникновения нацизма в Германии и Второй мировой войны.

14)    После Второй мировой войны Версальский дворец стал местом немецко-французского примирения.

15)    Многие дворцы Европы были построены под влиянием Версаля: Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе и Гатчине и др.

16)    Во времена Короля Солнце вся мебель зала, включая кадки для растений и статуи, были отлиты из серебра.

17)    Рядом со спальней короля находился зал «Бычий глаз», где собирались придворные в ожидании пробуждения короля.

18)    Цветы в Версальском саду цветут круглый год. Чтобы Людовик ХIV не видел увядающих цветов, их выращивали в горшках. 2 млн. горшечных цветов позволяли быстро проводить замены «цветочных сцен».

19)    В северо-западной части парка расположены два загородных дворца: Большой Трианон и малый Трианон. Большой Трианон был возведен для Людовика XIV, а Малый Трианон создавался для фаворитки Людовика XV, мадам Помпадур.

20)    Система водоснабжения фонтанов разрабатывалась во времена Людовика XIV, и действует до сегодняшнего дня. Фонтаны действуют с апреля по начало октября по субботам и воскресениям 1–2 часа. На зиму фонтаны закрываются, вода откачивается.

21)    В Версале есть свой Большой канал, целая система каналов, которую назвали «маленькой Венецией».

22)    Сады Версаля использовались для празднеств, во время которых ставили оперы Люлли и пьесы Расина и Мольера. Дворцово-парковый ансамбль был огромной сценой.

23)    Мария Антуанетта построила в Версале свой собственный театр и играла роли в пасторалях — представлениях, имитирующих крестьянскую жизнь.

24)    Строительство Версаля продолжалось в течение всего XVIII века.

25)    На строительстве Версаля работали 20 тысяч рабочих и 6 тысяч лошадей.

26)    Король-солнце Людовик XIV поместил в Версале символ солнца: аллеи Версаля расходятся из центра подобно лучам солнца, Аполлон — фонтан, из которого встает солнце и др.

27)    На первом этапе строительства дворца самым большим новшеством стала плоская крыша, созданная по желанию короля Людовика XIV. Плоские крыши были крайне неудобны, за ними нужно было постоянно следить, сливая воду, после дождя.

28)    9 парадных залов Версаля названы именами мифологических героев: залы Геркулеса, Венеры, Меркурия, Аполлона, Марса, Дианы и др.

29)    Зеркальный зал Версаля длиной 73 метра, шириной 10 метров и высотой (12,8 м) с пятиэтажный дом.

30)    Вдоль галереи расположены 17 окон, напротив каждого — зеркало.

Петергоф. Здесь расположен дворец — коттедж. Этот дворец был очень интересным и в каком-то смысле даже мистическим местом. Петергоф известен большинству туристов по пышному дворцу и фонтанам. Мало кто знает об уютном красивом парке Александрия, в котором расположился дворец-коттедж — резиденция, где император Николай I и его супруга Александра Федоровна проводили лето. Существуют «призраки места», которые иногда возвращаются в любимые края. Говорят, Александра Федоровна любит посетить свой летний дворец. Дворец-коттедж построен в 1829 году в готическом стиле, который особенно любила императрица, увлекающаяся чтением английских готических романов.

Александра Федоровна интересовалась мистицизмом. Фрейлина Анна Тютчева вспоминала о моде на спиритические сеансы при дворе: «…по возвращении двора в Царское все здесь очень заняты вертящимися и пишущими столами. С ними производится множество опытов даже на вечерах у императрицы…. К одной из трех ножек стола привязан карандаш… весь вздор вертящихся столов занимает меня как игра…» «…Вечер у императрицы. Опять вертящиеся столы» Александра Федоровна получила прозвище Лалла-Рук, в честь героини романтической поэмы Томаса Мура. Молодые Александра и Николай играли в придворной постановке этой истории. По сюжету героиню-принцессу насильно выдают замуж за богатого принца, а она влюблена в простого певца. Но все заканчивается хорошо: певец и принц — один и тот же человек.

Пушкин, восхищавшийся императрицей, посвятил ей эти строки:

«И в зале яркой и богатой

Когда в умолкший, тесный круг

Подобна лилии крылатой,

Колеблясь входит Лалла-Рук

И над поникшею толпою

Сияет царственной главою

И тихо вьется и скользит

Звезда-Харита меж Харит

И взор смущённых поколений

Стремится ревностью горя

То на нее, то на царя…»

Возможно, призрак императрицы иногда возвращается в его комнаты, проверяет всё ли в порядке. К счастью, дворец не пострадал. Даже его интерьеры удалось сохранить. Может, сама душа императрицы смогла защитить свой любимый коттедж?

Беды и потрясения. Версаль самым серьезным образом пострадал во время французской революции 1789 года. Буря Великой революции не обошла стороной великий дворец. Свой отпечаток, хотя и менее разрушительный оставила Вторая мировая война. Петергоф также серьезно пострадал во время революции 1917 года, а потом пережил очень серьезные разрушения во время Великой отечественной войны. С 1941 по 1944 годы он был оккупирован фашистской армией. Были сильно повреждены не только сооружения, но и парковый ансамбль и фонтаны. Оккупанты сожгли Большой дворец, похитили скульптурный ансамбль большого каскада, разорили и вывезли более 30 тысяч предметов искусства. несмотря на нанесенный урон, реставрация началась уже в 1944 году. Реставрационные работы закончились в 2000 году, после чего Петергоф предстал во всем великолепии.

В настоящее время и Версаль, и Петергоф является национальным музеями-заповедниками. Франция и Россия считают их своими национальными достояниями, берегут и охраняют не только дворцы, но и парковые ансамбли. Петергоф и Версаль — наивеличайшие дворцы за всю историю человечества. Эти дворцы очень разные, но оба дворца играли одну роль. Их можно смело назвать гимнами абсолютной монархии. Они были созданы, чтобы показать величие и великолепие двух стран. И по сей день туристы приезжают со всего света, чтобы посмотреть на эти шедевры архитектуры. Мы должны беречь историю, чтобы она не превратилась в легенды. Берегите и любите историю. Она не должна стать мифом.

 

Литература:

 

  1.      Путеводитель «Версаль» серия «Золотая книга» французский язык. Изд. Бонечи 2012 г. Италия
  2.      «Версаль и его история» Даниэль Мэйер французский язык. Изд. Арт Лис 2015 г. Италия
  3.      Путеводитель «Петергоф» на русском языке изд. «Золотой лев» 2015 г.
  4.      «Прогулки по Петергофу и Стрельне XIX века» Е. Юхнева изд. Паритет 2015 г.

Большой дворец (Петергоф)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *