Города и Страны

Библиотека Алвара Аалто

Библиотека Алвара Аалто (г. Выборг)

Весьма внушительная по численности группа сотрудников республиканских и муниципальных библиотек Карелии весной 2015 года побывала в городе Выборге с профессиональным туром. Цель поездки – знакомство с библиотеками Выборга и Выборгского района Ленинградской области. Наибольшее впечатление на профессионалов произвела Центральная городская библиотека А. Аалто, муниципальное автономное учреждение культуры, что совсем не удивительно, ведь во всём мире она известна как эталон библиотечного здания.

Своими впечатлениями о посещении этой уникальной библиотеки делится Ирина Михайловна Германова, зам.

Библиотека Алвара Аалто в Выборге

директора Национальной библиотеки Республики Карелия.

Если вам придется побывать в Выборге, то непременно спросите первого встречного жителя города: «Как пройти в библиотеку?» И я уверена, что дорогу к библиотеке Алвара Аалто вам покажет каждый. Библиотеку жители города знают с самого раннего детства. И даже если не все из них являются постоянными читателями библиотеки, то знают ее как городской центр информации, культуры, творческого общения и главную туристическую достопримечательность города.

Дата рождения библиотеки 13 октября 1935 года, построена она по проекту всемирно известного финского архитектора Алвара Аалто, это единственное подобное здание в России. Оно было построено во времена независимости Финляндии (с 1918 до 1940-44), до того, как Выборг был присоединен к бывшему СССР. 

Учредитель библиотеки: Муниципальное образование «Город Выборг».

Дата создания: 7 ноября 1944 года.

В структуру входят три филиала, в том числе Центральная городская детская библиотека.

Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 здание библиотеки включено в Перечень объектов исторического и культурного наследия Федерального (общероссийского) значения.

Международный проект «Комплексная научная реставрация здания Выборгской библиотеки Алвара Аалто» стартовал в 1995 году. Реставрация была нацелена на  предотвращение дальнейшего разрушения, восстановление основных функций и возвращение оригинальной архитектуры.

Проектируя библиотеку,  Алвар Аалто учитывал все особенности этой сферы деятельности: режимы хранения книг, особенности работы библиотекарей, потребности читателей. Библиотека является одним из важнейших примеров архитектуры функционального дизайна  1930-х годов. Она особенно известна своим потолочным освещением абонемента и читального зала, а также волнистым потолком лекционного зала, форма которого основана, как утверждал Аалто, на акустических исследованиях.

С помощью оригинальных чертежей и других рабочих материалов, сохраненных в фонде Алвара Аалто в Финляндии, удалось шаг за шагом восстановить некоторые помещения.

В 2004 году отреставрировав крышу библиотеки, реставраторы вернули в основные читальные залы аалтовский свет и жители города, наконец, поняли, что имел в виду великий мастер, размещая окна на потолке. В январе 2006 года в библиотеке появился отреставрированный газетно-журнальный зал с отдельным входом (читатели в верхней одежде). В 2009 году завершилась реставрация лекционного зала, был восстановлен уникальный звуковой волнообразный потолок из натурального дерева.

В 2010 году Правительство России приняло решение о финансировании работ по завершению реставрации библиотеки, и ее торжественное открытие состоялось 25 ноября 2013 года.

Режим работы библиотеки с 11.00 до 19.00.

Более 412 000 единиц хранения насчитывает фонд библиотеки, более четверти миллиона посещений в год, 800 посетителей ежедневно, 15 000 экземпляров поступлений новой литературы в год, около 300 названий выписываемых периодических изданий в год.

И вся эта интенсивная деятельность происходит в удивительных шедевральных пространствах, задуманных А. Аалто в 30-е годы ХХ века и насыщенных техническими возможностями века ХХI. 

Смотрите фотогалерею!

Послесловие.

Гаага, 14 апреля 2015 – образцовая реставрация Выборгской библиотеки, Россия, получила высшую награду «Европа Ностра» 2015.

Жюри отметило «исключительно подготовленную и высоко профессиональную реставрацию, сохранение всех библиотечных функций и адаптацию их к стандартам 21 века», а также оценило процесс реставрации «как образец международного сотрудничества, достойный похвалы, прежде всего между реставраторами Финляндии и России».

«Европа Ностра» это организация Европейской федерации по культурному наследию.

В нее входят 42 страны  из Европы и вне ее. Организация является  голосом гражданского общества, которой поручено следить за сохранностью и продвигать культурное и природное наследие.

Основанная в 1963 году, «Европа Ностра» в настоящее время считается самой представительной и влиятельной организацией Европы в области культурного наследия.

Галерея

« Назад

Русская версия  |  Suomi

АЛВАР ААЛТО В ТЕРИЙОКАХ

А. К. Молчанов

На финских купюрах — портреты не монархов и президентов, а спортсмена, писателя, архитектора и композитора. Среди них знаменитый архитектор Алвар Аалто (03.02.1898 — 11.05.1976).

Алвар Аалто родился в местечке Куортане, в ста километрах к юго-востоку от города Вааса. Отец его, инженер — землеустроитель, увлекся симпатичной девушкой с почты, дочерью преподавателя лесного училища. У них-то и родился сын Алвар — будущий архитектор. Он рос в деревне Алаярви, среди поэтической северной природы, учился в Ювяскюля, потом — на архитектурном факультете Хельсинского Политехнического института.

Как проектировщик — "руководитель проекта", в 1923 году он основывает свое проектное бюро в Ювяскюля. В 1925 году он женится на своей сотруднице, тоже архитекторе, Айно (1898-1949 гг.). В 1927 году его бюро переносится в Турку, а в 1933 году — в Хельсинки, где Аалто участвует в коммерческом предприятии по меблировке и оформлению помещений.

Как архитектор он начинает в духе "скандинавского романтизма". В начале 1920-х годов это направление сыграло значительную роль в борьбе с эклектикой и подражанием историческим стилям, но вскоре сменилось неоклассицизмом, а затем и функционализмом (сформировавшимся под влиянием советского конструктивизма). В стиле функционализма Аалто спроектировал здания газеты "Турун Саномат" (1928-1930) и туберкулезного санатория в Паймио (1928-1935). В 1934-1935 годах он участвует в проектировании вокзала в Таллинне и здания финского посольства в Москве, а также занимается в фирме "Артек" меблировкой и украшениями из гнутого и клееного дерева.

Еще в 1927 году он начал работать над конкурсным проектом здания Выборгской муниципальной библиотеки, ознаменовавшим его переход к собственному творческому стилю. Это здание расположено вблизи нынешней Красной площади, в парке, в районе проспекта Суворова и Библиотечной улицы. Снаружи здание выполнено в стиле функционализма, но внутренняя планировка уже обнаруживает будущего творца. Это деревянный извилистый потолок в зале для чтений и потолочное освещение в абонементном зале. Средняя часть здания заглублена — характерная черта и последующих библиотек Аалто.

Выборгская библиотека строилась в 1930-1935 годах, и доработку проекта в 1934 году Аалто вел в Терийоки. Вот как вспоминает об этом проходивший тогда у него студенческую практику Йонас Седеркрёйц. "Алвар полагал, что он с семьей и сотрудниками мог бы провести лето в Терийоки, неподалеку от Выборга. На берегу моря, среди красивой природы, он мог бы сочетать архитектурную работу и летний отдых, как это у него делалось. Я получил задание найти подходящее для этого место. Летним домом оказалось дача моей тети Марты Седеркрёйц".

Дача находилась на берегу моря в Оллинпяя — части нынешнего Зеленогорска, западнее Торгового Центра. В штате А. Аалто тогда были лишь его жена Айно Аалто, архитектор Диедрих Дальберг (в свое время работавший у Нобеля в России) и сам практикант. К работе приступали зачастую лишь в 10-11 часов, "но заканчивали не в одно и тоже время — если у Алвара было вдохновение, кончали поздно ночью (…).

Библиотека Алвара Аалто

Наши с Дальбергом чертежные столы находились в небольшой комнате, где, таким образом, было рабочее помещение. Сам Алвар работал в своей комнате, откуда время от времени выходил к нам".

"Это лето было жарким. Мы потели не столько над вычерчиванием здания Выборгской библиотеки, сколько под жарким солнцем. Дети Алвара и Айно, 9-летняя Иоанна и 6-летний Гамилькар играли на берегу, и Айно зачастую просто занималась детьми". "Нам в рабочем помещении было достаточно работы, но характерно, что у Алвара Аал- то хватало времени и на многое другое. Этим летом он занимался автомобилизмом и собрался между делом съездить посмотреть местные достопримечательности". Посетили на автомобиле, в частности, мост через Раяйоки (р. Сестра), Линтульский монастырь, "Могилу любви" в Ваммельсуу и батареи в Ино. Побывали также в доме — мастерской Ильи Репина в Куоккала. Когда Аалто проектировал свой "круглый стол", прототипом, возможно, был круглый стол Ильи Репина".

"Алвар Аалто был взыскательным и одновременно вдохновляющим работодателем. Он вносил в работу воодушевление и прямо-таки излучал энергию и идеи. Он оказался вдохновенным рассказчиком. Помню, как мы часами его слушали, очарованные его речью. Алвар часто рассказывал о легендарной фигуре своей молодости, Аугусте Нюберге, который заметил Алвару: "Однако, запомни, Алвар, что если хочешь преуспеть в жизни, надо "бить на поражение". Из поездок молодому практиканту запомнилась энергичность действий и последующего воспроизведения виденного и слышанного; "Алвар так восхищался, рассказывая, где Мы побывали, что мне казалось, будто я там и не был — настолько красочным, живым и детальным было его описание!".

Аалто осуществлял великолепные решения. Он проектировал залы для выдачи и чтения книг так, что в стенах не было ни одного окна. Поверхность стен была оставлена для книжных полок. Свет падал из круглых окон в крыше. Для эксперимента с освещением было решено построить миниатюрную модель. В Терийоки не было мастерской для изготовления моделей, поэтому работу сделали своими силами. Трудности были с изготовлением в крыше круглых отверстий. Поскольку их было 57 штук! Тогда мне вспомнились коробки одного оптового торговца яйцами, в которых были продырявленные пластины для яиц. Я сходил узнал у коммерсанта, который производил коробки. Тот, кто делал пластины, согласился помочь нам. Подсчитали, сколько надо пластин, чтобы размер окон в модели соответствовал натуре. Вычертили на пластинах отверстия и повезли делать дырки. Склеив продырявленные пластины, установили "крышу" на картонные стены. Модель выставили перед дачей и ориентировали по сторонам света так же, как должно было стоять здание библиотеки в Выборге. Теперь можно было проверять действие солнечного света в разное время. Результат, по мнению Алвара Аалто, был хороший и убедительный.

Развитие принципов функционализма и поиск способов использования финского дерева приводит Аалто к собственному стилю создания свободной формы. Первое свидетельство — павильон сельскохозяйственной выставки в Каухала (1937). В том же году им был спроектирован финский павильон Всемирной выставки в Париже, а в 1939 году — интерьер финского павильона Всемирной выставки в Нью-Йорке. Там Аалто преобразил предоставленный организаторами выставки прямоугольный павильон в поразительно емкое помещение при помощи вертикальной обшивки его рейками и досками.

Во время 2-й мировой войны Аалто живет в США. Он преподает в Массачусетсском технологическом институте, где проектирует студенческое общежитие с изогнутыми стенами, облицованными красным кирпичом, а также мебель и осветительную арматуру для оформления его интерьера.

После войны Аалто возвращается на родину уже всемирно известным архитектором. Сразу же он избирается председателем Союза архитекторов Финляндии — с 1952 года, а с 1963 года он член Академии Финляндии. В начале 1950 годов он проектирует общественный центр рабочего поселка Сяюнатсало близ Ювяскюля. Это изысканные и монументальные сооружения, гармонично вписанные в естественное окружение — манифест нового направления, развивающего его идеи 1930 годов. В 1950-60 годах он проектирует университетский городок в Ювяскюля, затем — новый комплекс Хельсинского Политехнического института, а в 1970 годах — застройку центра Хельсинки. Последняя из работ Аалто — дворец "Финляндия", место международных съездов, где в 1975 году был подписан заключительный акт Общеевропейского Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе.

Творческий путь Алвара Аалто — от строго геометрических форм к самобытному сочетанию национальных традиций, от принципов функционализма — к свободе и гибкости пространственных композиций, гармонично вписанных в природную среду. Спроектированные под его руководством здания построены в восьми европейских странах, Ираке и США, но большая часть его работ выполнена в Финляндии.

"Терийоки – Зеленогорск 1548-1998". Сост. К. В. Тюников. СПб., 1998. С. 63-65

© terijoki.spb.ru 2000-2018 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.

09:00 Завтрак в ресторане гостиницы.

09:30 Встреча с экскурсоводом в холле гостиницы.

10:00 Экскурсия по единственному в России скальному пейзажному парку Монрепо

Название в переводе с французского означает «мой покой», «мой отдых», «моё отдохновение».

Редкой красоты скальный пейзажный парк Монрепо XVIII-XIX веков расположен на землях бывшего частного поместья, владельцами которого на протяжении 150 лет были бароны Николаи, служившие России на поприще просвещения и дипломатии. Это место пропитано романтизмом и духом своего создателя.

Фоторепортаж: Библиотека Алвара Аалто в Выборге после реконструкции

Прогуливаясь по парковым аллеям, вдоль искристой воды Выборгского залива, слушая пения птиц и дыхание каменных валунов, вписанных в воду, на секунду присев на скамью возле столетней березы, видно, как взору открываются заманчивые дали, ведущие в Балтийское море, — и тогда, кто не поэт становится поэтом… Вот так, описывают действия этого удивительно красивого места посетившие его люди. Парк на плановой реконструкции, но все-равно мы не могли обойти вниманием уникальное творение ландшафтных дизайнеров 18-20 вв.

12:00 Экскурсия в библиотеку Алвара Аалто.

Вы сможете открыть для себя удивительную архитектуру функционализма, посетив единственную в России библиотеку, построенную по проекту выдающегося финского архитектора Алвара Аалто. Это здание построено именно для размещения в нем библиотеки, с учетом всех процессов происходящих в книжном доме. 

13:30 Обед в кафе. 

15:00 Военный музей Карельского перешейка.

Частный музей в Выборге, посвященный преимущественно Зимней войне 1940-1941 гг и Войне-продолжению 1941-1944. Музей создан историком Баиром Иринчеевым и содержит коллекции фотографий и исторических документов, образцы советской и финской военной формы тех лет, и находки с мест сражений. В качестве здания для музея используется территория Центральных казарм, где также расположены первый в России музей «Подвиг женщин на защите Отечества» и павильон «Выборг в кино». Этот музей интерактивный, все макеты стрелкового оружия можно брать в руки и фотографировать.

17:00 Отъезд в Санкт-Петербург.

Возвращение в Санкт-Петербург ориентировочно 19:00-21:00. 

Рекомендуем приобретать билеты на ночные поезда или бронировать дополнительную ночь в Санкт-Петербурге.

Также возможно самостоятельное возвращение из Выборга в Москву на поезде «Лев Толстой» (отправление из Выборга в 23:43, прибытие в Москву в 09:19)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *