Города и Страны

Армянская Церковь в Ялте

На Крымском полуострове мирно живут более 200 различных национальностей. Каждая из них чтит свои традиции, поклоняется богам в своих храмах и церквях. Полуостров переполняет множество различных мечетей, церквей, синагог и других храмов, которые ежедневно посещаются огромным количеством людей. Армянская церковь в Ялте не исключение. 

Армяне в Крыму: немного истории 

Впервые появление армян на территории Крымского полуострова прослеживается в начале 7 века. А первая волна заселения произошла примерно в 9 веке. С тех пор и по сей день крымские армяне сохраняют и чтят свои традиции на территории Крымского полуострова. Они создали огромную общину, в начале 1900 года в Крыму насчитывалось более семи тысяч армян. Сегодня на территории полуострова их проживает более 11 тысяч человек. 

С момента заселения Крыма и по сегодняшний день армянская община построила множество церквей, которые действуют и сегодня. Такие есть в Ялте, Феодосии и Евпатории. Однако наиболее величественной и знаменитой на весь Крым является армянская церковь, расположенная в городе Ялта. Она отдаленно чем-то напоминает святой храм Рипсиме, который находится в Эчмиадзине.

История создания ялтинской армянской церкви

На первый взгляд, архитектура церкви напоминает средневековое здание, построенное очень давно. Однако почитав историю и летописи прошлых лет, можно удивиться, так как она была выстроена только в 1917 году. Проект церковного здания, расположенного на крутом склоне холма Дарсан в городе Ялта, был в свое время заказан и построен за счет средств Погоса Тер-Гукасяна – на те времена, богатого нефтепромышленника. 

Основой для постройки данной церкви послужили эскизы непокорной христианской святой церкви Рипсиме, построенной в 618 году. Проект разрабатывался долгие четыре года под руководством знаменитого армянского архитектора Габриэль Тер-Микеляна. Внутренней отделкой церкви занимался Суренянц Вардгес Акопович. Великий живописец посвятил храму всю оставшуюся жизнь – он проработал там до самой смерти. Его могила находится на территории армянской церкви. В 1963 году над его могилой была установлена мраморная плита с надписью:

“Здесь похоронен Вардгес Яковлевич Суренянц (1860-1921), известный армянский живописец, график и театральный художник, украсивший это здание внутри росписью”.

Во времена второй мировой войны церковь значительно пострадала. Здание было изувечено пулями и снарядами. Однако после ее передачи Ялтинскому краеведческому музею в 1988 году, в честь 150 лет со дня образования Ялты, церковь была полностью реконструирована. Множество реконструкторов несколько лет возвращали армянской церкви былое величие и красоту. 

Армянская церковь в наши дни

В наши дни церковь рада приветствовать своих посетителей в любое время года. Сегодня, как и в начале своего существования, армянская церковь в Ялте выполняет свои непосредственные функции: проводит богослужения, в ней работает воскресная школа, а также проводятся камерные концерты. Ворота церковного двора открыты для каждого желающего помолиться или удивиться архитектуре этого интересного места.

Внешность церкви завораживает. Здание имеет форму равностороннего креста. На его средокрестии возвышается аккуратный остроконечный купол. Постройка от основания и до купола выполнена в раннехристианских храмов. Для постройки и отделки использовался вулканический туф. Именно этот материал позволил архитекторам создать объемные элементы художественной отделки здания. 

Кстати, стоит упомянуть, что церковь имеет два входа.

Армянская церковь

Первый вход настоящий. Он располагается на западной стороне – выглядит просто и аккуратно. Здесь, в цокольной части здания, можно увидеть резные деревянные двери, которые являются настоящим входом в Армянскую церковь. Помимо этого, на этой стороне храма расположены апсида усыпальницы и поминальная ниша, которая охраняется барельефами двух воронов. По сказаниям два ворона следят за покоем усопших. И наконец, завершает внешний вид настоящего входа в церковь колоннада, состоящая из шести колон, над которой возвышается крест. Когда солнце заходит, можно поймать момент проходящих сквозь него солнечных лучей, зрелище по-настоящему стоящее.

Второй вход ложный. Он расположен к югу от церкви. Ранее центральный вход в церковь располагается на пьедестале, к которому идут ровно сто каменных ступеней. От самого низа и до конца ступени сопровождаются высокими, стройными тисами. Второй этаж венчает арочная галерея с балконом в центре, а третий этаж южной стороны – крест, который опирается на два огромных арочных окна. 

Внутренняя красота церкви ни капли не уступает красоте ее наружности. Внутренняя отделка – это работа великого мастера своего дела. Изображения святых, расположенные на внутренней стороне купола, были вплетены в бело-синий узор. На фоне белоснежных стен работа Вардгеса Яковлевича Суренянц лишь еще больше подчеркивает наивысшее предназначение церкви. Работа выполнена в мягких пастельных тонах. Завершают целостный образ отделки беломраморные ступени, которые уходят ввысь и резной крест ручной работы, размещенный над алтарем. 

Легенда об Армянской церкви

Как и любая крымская достопримечательность, ялтинская церковь, находящаяся на крутом склоне Дарсана, имеет свою легенду. 

Так согласно легенде, Армянская святая церковь в городе Ялта – это лишь одна из слез нефтепромышленника Погоса Тер-Гукасяна, за счет которого была выстроена эта церковь. Слезы его были связаны со смертью единственной и любимой дочери, которая скончалась от чахотки. А впоследствии, еще и приняла в свою усыпальницу двух сыновей нефтепромышленника и родных братьев девочки. По легенде, если ее так можно назвать, первый сын умер при неизвестных обстоятельствах, а второй окончил свою жизнь самым страшным грехом – самоубийством, совершенным после очередного проигрыша в карты. 

И пусть легенда не имеет никаких подтверждений, народ все равно рассказывает ее и считает, что на крутом склоне Дарсана расположена слеза человека, потерявшего дочь, а впоследствии и двух своих сыновей. Такая вот грустная история овивает прошлое этой величественной церкви.

Армянская церковь в Ялте (святой Рипсиме) на карте

Армянская церковь, Ялта, Крым: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Армянская церковь — храм Армянской апостольской церкви в Ялте; шедевр армянской архитектуры Крыма. Храм поражает своей архитектурой и формами. Он окутан множеством легенд и таинственных историй. Другое его название — Церковь Св. Рипсиме. Прототипом сооружения является великолепная церковь Эчмиадзина. Оно появилось в Ялте в начале 20-го столетия и сегодня привлекает тысячи туристов и почитателей армянской культуры со всех уголков мира.

Внешне Армянская церковь в Ялте одновременно массивна и изящна. Один только взгляд на нее дарит ощущение спокойствия и умиротворенности.

Церковь Святой Рипсиме — армянский храм в курортной Ялте

Это гордость города и одно из наиболее интересных мест. На самом деле, строительство этой церкви было заказом богатого нефтепромышленника Тер-Гукасяна. Известно, что его младшая дочка умерла в юном возрасте от чахотки, после чего он распорядился о строительстве. По легенде, именно в месте, где он проливал слезы по дочери, и выросла такая необыкновенно красивая церковь.

Территориально достопримечательность расположена на холме Дарсан над речкой. К центральному входу ведут 100 ступеней. У основания церкви находится фамильный склеп Тер-Гукасянов. Позже там же были похоронены два его сына. Последний покой на территории церкви нашел и создатель этого шедевра — В. А. Суренянц. Здание церкви было полностью отстроено к 1917 г. Для строительства использовался форосский туф. Южный фасад укрыт стройными пирамидальными кипарисами. Примечательно то, что у храма два входа: главный и ложный. Последний выглядит гораздо роскошнее.

Главный вход расположен с тыльной стороны и увенчан ротондой звонницы. Во время II Мировой войны Армянская церковь, как и многие другие сооружения Ялты, перенесла значительные разрушения, но в 1988 г. в честь 150-летия города была всецело отреставрирована. Сегодня, как и раньше, в ней проходят воскресные служения, камерные концерты и даже функционирует воскресная школа.

Фото достопримечательности: Армянская церковь

 

Армянская церковь на карте:

(Богатое-Тополевка-Старый Крым)

Так уж распорядилась госпожа История, что средневековый Крым стал для армянских поселенцев второй родиной. Начиная с Х–ХI вв., спасаясь от турок-сельджуков, армяне появляются на полуострове. Деятельность армянских колоний оставила глубокий след в истории и культурном развитии Крыма. Свидетельством тому являются средневековые архитектурные памятники в Феодосии, Судаке, Старом Крыму, большая часть которых, к сожалению, ныне находится на грани полного разрушения.

Несколько интересных армянских памятников словно жемчужины нанизаны на нитку феодосийского шоссе. К ним легко подъехать на автомобиле.

Первым на нашем пути будет храм Спасителя в селе Богатом. Остатки большого красивого храма находятся за селом, на пригорке среди старых каштановых деревьев. Храм относят к XIV в. Первоначально он носил имя Спасителя; во второй половине XIX в. при нем был монастырь св. Ильи, куда приезжали не только молиться, но и укрепить здоровье, отдохнуть среди красивой природы долины Кучук-Карасу. Несмотря на значительные разрушения, все ещё сохранилось много интересных архитектурных деталей. По ним можно судить о его былой красоте и величии. Стены и свод украшены искуссной резьбой по камню.

Армянская церковь в Ялте (святой Рипсиме)

Рельефные изображения у алтаря выполнены на евангельские сюжеты. Необычен свод храма: по краям он стрельчатый («двускатный»), а в центре крестовый, состоящий как бы из четырех сводов, «встречающихся» в верхней точке. Из темных низких помещений, расположенных позади апсиды, ступеньки в толще стены ведут еще в одну камеру под крышей. Этот памятник интересен тем, что в нем сочетаются элементы национальной армянской архитектуры (например, орнаментальная резьба по камню, рельефы вместо росписи стен) и западноевропейской (протяженная форма базилики у здания, крестовый свод на нервюрах).

  • Доступность: 1
  • Координаты WGS84
    N 45° 1.268′
    E 34° 45.60′
  • Следующая остановка в селе Тополевка. Здесь, на вершине холма стоит довольно хорошо сохранившаяся армянская церквушка. Как гласит надпись, высеченная над входом, церковь во имя св. Параскевы сооружена в 1702 г. Архитектура церкви весьма лаконична. В Армении часты землетрясения, эта природная особенность диктовала особенности архитектурные: мало выступающих частей, перепадов по высоте, окон; абсида откровенно приставлена к основному объему; в местах сопряжений применялись осадочные швы. От внутреннего убранства церкви почти ничего не осталось, сохранилось лишь небольшие фрагменты резьбы по камню. Из старых описаний мы можем узнать, что над входом в церковь имелось изображение Божией Матери с Божественным Младенцем, внутри, справа от алтаря – также икона Богоматери и крестообразная каменная купель, а слева – икона архангела Гавриила. После переселения крымских христиан в Приазовье в 1778 г. храм был заброшен. В XIX в. территория на которой находится церковь принадлежала Троице-Параскевиевскому Топловскому монастырю. Монахини заботились о храме, в 1907 г. силами монастыря он был отреставрирован.

  • Доступность: 1
  • Координаты WGS84
    N 45° 0.337′
    E 34° 53.109′
  • Среди сохранившихся на Таврическом полуострове более двух десятков армянских средневековых памятников особо выделяется монастырь Сурб Хач («Святой Крест»). Ансамбль монастыря Сурб Хач – одно из лучших произведений армянских зодчих не только в Крыму, но и во всей Украине. По одной из легенд монастырь был основан в том месте, где люди увидели в небе видение в виде креста и там, куда указывал крест, открылся родник с изумительно чистой водой…

    "Сурб Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных… И вид и положение твое дивны…" — с такими стихотворными обращениями, полными гипербол и восточной цветистости, приходили сюда тахасцы — армянские поэты прошлого. И как они были правы, безвестные поэты! Их прекрасные струны удивительно и точно передают магическую музыку каменных стен, выложенных людьми, одаренными Богом красотой, трудолюбием и умом. Конечно, жадность и жестокость были и в то время, но все пороки скрыла, поглотила земля, а чудо оставила потомкам. Лесная чаща окружила монастырскую гостиницу, подпорные стены, трапезную, террасы и фонтаны. Внутри выложенный булыжниками двор, посредине — колодец с чистой и свежей родниковой водой. Монастырский сад из многовековых орехов, обвитых лианами ломоноса и колючей лозой ежевики. Изумительны фонтаны из проконесского мрамора.

    Священной реликвией монастыря являлся хачкар (Крест-камень), именуемый Сурб Хач и, собственно, давший свое название всему монастырю. В XVIII в. переселенные из Крыма армяне увезли хачкар с собой и установили его в окрестностях основанного ими же города Нор Нахиджеван (ныне часть Ростова-на-Дону), в монастыре Сурб Хач, построенного в память крымского монастыря. Эта древняя реликвия хранится там и поныне.

    В течение многих столетий монастырь был центром духовного притяжения армян, святыней, местом паломничества. В монастырской тиши работали иконописцы, переписчики книг, художники-миниатюристы, составлялись исторические хроники, писали поэты, преподавали и творили армянские ученые.

    И хотя постройки монастыря страдали от различных бедствий — землетрясений, разорения в конце XV в. турками-османами, набегов кладоискателей после ликвидации монастыря в 30-е годы XX века, переоборудования под пионерлагерь, склад — тем не менее восстановительными работами были сохранены основные строения комплекса в их почти первозданном облике.

    Уникальные артефакты — архитектурные детали, предметы быта — выставлены в монастырских двориках, получилась своеобразная лапидарная, т.е. каменная выставка.

    Дошедшим до нас древнейшим сооружением монастыря является храм Сурб Ншан (Святого Знамения). Согласно строительной надписи, высеченной на барабане купола, храм был основан в 1358 г. иноком Ованнесом, его родными братьями и соратниками. Ованнес Себастаци (уроженец г.Себастия или Севаст) с 40-х по 80-е годы XIV столетия был духовным предводителем армян Крыма. Доминиканец Дортелли д’Асколи, побывавшей в Сурб Хаче в 30-х годах XVII в., был удивлен красотой храма и посчитал его строением, достойным самого Рима.

  • Доступность: 1
  • Координаты WGS84
    N 45° 0.067′
    E 35° 3.739′
  • От монастыря Сурб Хач лесная дорога ведет в урочище Лесная Глушь к развалинам монастыря, именуемого в русских источниках Георгиевским, а в армянских — Сурб Стефанос. На полноприводном авто можно подъехать непосредственно к развалинам; пешком путь займет не более часа.

    В 1970-х годах экспедицией археологов монастырь был заново открыт, точнее открыты его руины под сплошным завалом камня и грунта, на заросшей лесом поляне. Еще один из первых исследователей Крыма Петр Кеппен видел его уже, вероятно, в таком состоянии. Он упоминал развалины армянского монастыря в четырех верстах от Сурб Хача и считал, что он древнее, чем Сурб Хач. Археологи обнаружили трехапсидный храм размером превосходящим сурбхачский храм, остатки разновременных служебных и жилых помещений монастыря, колодец. При раскопках найдено также множество каменных архитектурных деталей, в том числе хачкары с армянскими надписями.

    Предполагают, что разрушение Сурб Стефаноса от землетрясений и оползней послужило основанием для строительства Сурб Хача.

  • Доступность: 2
  • Координаты WGS84
    N 44° 59.067′
    E 35° 4.109′
  • 23 сентября 2007

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *