Города и Страны

Ахматова Серебряный Век

Содержание

Новости и общество

Музей Серебряного века в Москве. Музей «Анна Ахматова. Серебряный век» в Петербурге

15 ноября 2016

Музей Серебряного века — обязательный пункт в программе каждого туриста, который решил побывать в Москве или Санкт-Петербурге. Ведь музеи, посвященные этому периоду расцвета российской культуры, есть в каждой из двух столиц. При этом они уникальны и не похожи один на другой.

Московские достопримечательности

Давно стоило признать, что турист, приезжающий в Москву, не должен себя ограничивать посещением только Красной площади, ГУМа и Воробьевых гор. В столице есть уйма других мест, в которых просто необходимо побывать любому человеку, мало-мальски интересующемуся литературой и искусством. Музей Серебряного века — одно из них.

Появился он совсем недавно. Впервые свои двери для посетителей он открыл осенью 1999 года. Пристанищем экспонатов стало жилище одного из представителей русской поэтической школы того времени — Валерия Брюсова. В этом доме он жил с 1910 по 1924 год, до самой своей смерти.

Брюсов был известен не только как поэт и автор знаменитого одностишия про "бледные ноги", но и как глубокий исследователь творчества Александра Сергеевича Пушкина. Поэтому символичным было то, что первая выставка, на которую пригласил посетителей музей Серебряного века в Москве, — "Пушкин и русская литература Серебряного века".

До этого периода дом был в аварийном состоянии, отремонтировали его только накануне 1999 года, 200-летия со дня рождения Пушкина. Над созданием полноценной экспозиции трудились более 10 лет, часть экспонатов удалось добыть только из частных коллекций. Зато с ее открытием стало возможным в полной мере оценить влияние "солнца русской поэзии" на самых ярких представителей Серебряного века. Увидеть эту экспозицию можно и сегодня, если посетить музей Серебряного века (проспект Мира, 30) в Москве.

Как добраться?

Проще всего добраться до музея на метро. Попадаете на кольцевую линию и выходите на станции "Проспект Мира". Это неподалеку от самого центра столицы. Выйдя из подземного перехода, улицу переходить не нужно, идете по четной стороне проспекта в направлении Садового кольца. Примерно в двух минутах ходьбы и находится музей Серебряного века — Мира, 30.

График работы музея весьма удобен. В неделе только один выходной, традиционно это понедельник. Важно еще на попасть на санитарный день — он проводится последнего числа каждого месяца.

Во вторник, среду, субботу и воскресенье музей открывает свои двери в 11 часов утра. Экспозиции можно осматривать до 6 часов вечера. По четвергам и пятницам музей как бы работает во вторую смену — с 14 до 21 часа. Стоит также помнить, что во все дни кассы закрываются за полчаса до окончания работы учреждения.

Видео по теме

Особенности экспозиции

Дом, в котором расположен музей Серебряного века, был перестроен из деревянного особняка в 1910 году. Сделал это купец Баев, который занимался продажей обуви. Архитектором проекта стал известный в то время столичный мастер Чагин.

В том же 1910 году на первом этаже квартиру снял поэт Валерий Брюсов. Самому стихотворцу здание никогда не принадлежало, но в народе за ним закрепилось прозвище "домик Брюсова".

Музейные экспонаты частично переехали из собраний музея Маяковского. Тщательно обставлен рабочий кабинет Брюсова. В нем находятся многие личные вещи, принадлежавшие поэту. Например, дубовый стол, картины, мебельный гарнитур.

Экскурсии по музею

Если вы решили отправиться в музей Серебряного века (проспект Мира), то обязательно сходите на обзорную экскурсию. На ней вы сможете подробно изучить всю русскую культуру от конца XIX до начала XX столетия. Наиболее подробно представлена биография хозяина этого особняка — Валерия Брюсова. Экскурсии разработаны для разных возрастных групп и будут интересны как школьникам, так и их родителям.

На обзорной экскурсии вы сможете познакомиться с личным кабинетом Брюсова, а на втором этаже увидите уникальную экспозицию. Это единственное в России собрание сочинений, посвященное всем стилям, направлениям и течениям литературы России Серебряного века.

Лекции и тематические проекты

Для особо увлеченных, тем временем, есть специальные тематические экскурсии и лекции. Например, "Загадки Дома Брюсова". На ней вы сможете исследовать различные тайны этого здания. Узнать историю этой улицы и окружавших ее домов, о стиле "северный модерн", в котором построен особняк.

Отдельная выставка "Дом Брюсова, его хозяева и гости" рассказывает не только о поэте, который здесь жил с 1910 года до самой смерти, но и о его друзьях и единомышленниках, которые бывали у него в гостях чаще всего. Это Маяковский, Ходасевич, Иванов, Белый и Блок.

На экскурсии "Салоны и кружки Серебряного века" посетителям рассказывают о том, как развивалась литература в России на рубеже XIX-XX веков. Где, у кого и как часто собирались начинающие и опытные литераторы, как общались и развлекались, как развивалось их творчество,представление о поэзии и окружающем мире.

Для особо любопытных посетителей музея подготовлены интерактивные занятия. Одно из самых популярных, которое может предложить музей Серебряного века — "Книжные и журнальные обложки Серебряного века".

Это интерактив для школьников, на котором ребята могут узнать о книгах и журналах, в которых печатались поэты, какой в то время была бумага, какими символами пользовались представители различных течений и направлений литературы того времени.

Также есть интерактивные занятия, посвященные художникам и поэтам Серебряного века. Школьникам также могут прочитать подробные наглядные лекции о русском символизме, творчестве и судьбе Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой и такого направления, как акмеизм, Александре Блоке, Иване Бунине.

Серебряный век в городе на Неве

Еще одно учреждение, которое обязательно нужно посетить всем поклонникам отечественных поэтов того времени, находится в Санкт-Петербурге. Это музей Ахматовой "Серебряный век".

Он был основан в 1987 году. Долгое время оставался единственным музеем, в котором подробно можно было узнать о величайших поэтах начала двадцатого столетия — Анне Ахматовой и семье Гумилевых.

В хронологическом порядке здесь выстроены 9 экспозиционных залов — от юности Ахматовой в Царском селе, через период, проведенный в "Бродячей собаке", до ее главных произведений — "Реквием" и "Поэма без героя". Завершает экспозицию комната памяти поэта.

Где найти музей?

Для того чтобы попасть в музей "Серебряный век" в Петербурге, лучше всего воспользоваться метро. Необходимо доехать до станции "Автово". Музей находится по адресу: улица Автовская, дом 14.

Музей работает с единственным выходным — в воскресенье. Открывается ежедневно в 10 часов утра. С понедельника по четверг работает до 18 часов, в пятницу до 17, а в субботу до 16.30. Кассы закрываются за час до окончания работы.

Стоимость билетов весьма символическая. Вход для взрослых посетителей обойдется в 70 рублей, школьникам, студентам и пенсионерам надо заплатить 40 рублей.

Музей «Анна Ахматова. Серебряный век»

Экскурсионное обслуживание оплачивается отдельно. В среднем оно обойдется в цену 120 рублей на человека.

Фонды музея

Музей может похвастаться богатыми фондами. Здесь представлены живопись, графика, прикладное искусство того периода. Богатая видеотека и фонотека с изображениями и записанными голосами символов той эпохи. Отдельный раздел "Нумизматика" познакомит вас с собраниями монет, которые отражали историю, культуру и общественные веяния того времени.

В музее есть научно-вспомогательный фонд, редкие книги, фотографии и документы Ахматовой и Гумилева, а также газеты и журналы, в которых они печатали свои первые произведения.

Среди уникальных и подлинных экспонатов музея — портрет Анны Андреевной Ахматовой кисти Давыдова, непревзойденная работа фарфориста Славиной "Портрет Ахматовой на фарфоровой плите", а также картины, графика других авторов.

Экскурсии

Работники музея могут предложить посетителям разнообразные экскурсии. Обязательно побывайте на обзорном знакомстве. Отдельно подробнее можно узнать о большом количестве домов и квартир, в которых пришлось жить Ахматовой, поэтому экскурсия и называется так иронично "Бедуинский образ жизни".

Представлен подробный рассказ о семье Гумилевых, с которой Ахматова связала свою судьбу. Особая экскурсия посвящена поэме "Реквием", а также самым близким друзьям — Цветаевой, Пастернаку и Мандельштаму.

Создание музея

Отдельно стоит рассказать историю, благодаря которой появился музей. Анна Ахматова, Серебряный век — предмет особой любви главного творца экспозиций, руководителя учреждения Валентины Андреевны Биличенко. Именно благодаря ей в России появился первый музей, посвященный Ахматовой.

Вначале это был народный музей при литературном объединении "Пушкиниана", затем стал муниципальным учреждением культуры. В 2001 году музей получил статус государственного учреждения и с этого времени располагается по нынешнему адресу.

Уникальные экспонаты

Среди уникальных экспонатов, которыми может похвастаться музей Анны Ахматовой, представлены часы, бой которых слушали поэты в самом начале XX века, раритетная мебель того периода, уникальный рояль.

Экскурсии и лекции, которые проводят сотрудники музея настолько интересны и необычны, что многие посетители называют его Храмом искусства и культуры.

Именно в стенах этого музея впервые в России было рассказано об "Анне Всея Руси", разработаны подробнейшие экспозиции, посвященные Мандельштаму, Пастернаку, Цветаевой, Николаю и Льву Гумилевым. Большое внимание уделено непосредственному окружению Анны Андреевны Ахматовой.

В числе подлинных уникальных экспонатов представлены редкие книги, собранные основательницей музея Валентиной Биличенко, а также произведения живописи и графики. Есть и личные вещи поэтов.

Большое внимание в музее уделяют культурно-просветительской функции. Помимо экскурсий и лекций, проходят литературно-музыкальные вечера и творческие встречи с поэтами современности. Стало традицией каждый год проводить научно-практическую конференцию на базе музея, посвященную судьбе поэтов Серебряного века.

/ Сочинения / Разное / Серебряный век русской поэзии / Любимый поэт серебряного века (Анна Ахматова).

Любимый поэт серебряного века (Анна Ахматова).

    Когда перелистываешь страницы своей памяти в поисках чего-то нежного, вечного, каких-то особенных слов, то возникает образ, который неизменно связан с замечательным периодом в русской литературе XX века – Серебряным веком. И это образ поэтессы Анны Ахматовой.

    Ее внешний облик – «патрицианский профиль», скульптурно очерченный рот, поступь, взор, осанка – всё это отчетливо и красноречиво выражало личность, ее богатство, ее духовность. Недаром портреты Ахматовой создавали многие художники, запечатлели ее облик и современники-поэты:

    В начале века профиль странный

    (Истончен он и горделив)

    Возник у лиры. (С. Городецкий)

    Гордость и простота на редкость гармонично сливались в ней. Простота не была показной, гордость – кичливой. В описании внешности поэтессы сложился некий стереотип, идущий от фотографий и портретов начала 20-х годов, – «Ахматова с челкой». Один из лучших ее портретов написал Петров-Водкин.

    В жизни Ахматовой было несколько тем, которые неизменно затрагивали её душу и душу её читателей: любовь, смерть, утрата и, конечно же, Пушкин.

Музей «Анны Ахматовой. Серебряный век» в Санкт-Петербурге

Из автобиографии: «…Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское село. Там я прожила до 16 лет. Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду». Царскосельский период сильно повлиял на становление Ахматовой: в это время она познакомилась со своим первым мужем – Н.Гумилёвым, и тема Пушкина навсегда прочно вошла в её творчество. Много-много лет спустя Ахматова напишет книгу «Гибель Пушкина», а пока своему кумиру она посвящает множество прекрасных стихов.

    Ещё одной вехой в жизни поэтессы стали вечера в литературном кружке «Башня», который являлся одним из центров литературного Петербурга. Там бывали известные поэты того времени: Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, приходили артисты, ученые, художники. «Башня» стала местом профессионального изучения стиха, стиховедческого анализа, что было тогда внове.

    На первых же осенних собраниях, вспоминал В. Пяст, стала появляться очень стройная, очень юная женщина в темном наряде. Выяснилось, что она пишет стихи. Однажды ее попросили выступить, и у слушателей сразу запечатлелись строчки из стихотворения «Я пришла сюда, бездельница…»:

    У пруда русалку кликаю,

    А русалка умерла.

    Успех и признание пришли сразу. Но Ахматова «осталась такой же скромной, как «вошла».

    Но вхождение Ахматовой в литературу не было таким уж простым и лёгким, как кажется на первый взгляд. К примеру, поэтесса рассказывала, как показала Гумилеву стихи, и он посоветовал ей заняться танцами….Пренебрежительная критика любимого человека любого заставит задуматься… .
    Но вскоре, во время африканского путешествия Гумилева, готов был сборник «Вечер» (1912).

Вскоре Гумилев писал своей жене: «Твои строки о «приморской девчонке»… мало того, что нравятся мне, они меня пьянят…»

    Интересна история псевдонима поэтессы, ведь её настоящая фамилия – Горенко. Псевдоним «Анна Ахматова», который впоследствии стал ее фамилией, она впервые опубликовала под стихотворением «Старый портрет» в 1911 году. В кратких автобиографических записках Анна Ахматова писала: «Назвали меня в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем».

    Ахматова была «обычным уникальным» поэтом: она не создала своей системы символов, в отличие от Блока и его современников, не была новатором, но была хранительницей, а точнее – спасительницей классических традиций. Она сохранила в своем стихе и Пушкина, и Гумилева, и Кузмина, и Блока.
    Своим учителем поэтесса всегда называла Иннокентия Анненского, необычайного творца, одиноко вызревавшего в глуши поэтического безвременья. Как и ее учитель, Ахматова охотно уходит от изысканных чувств в изысканной обстановке к народной речи и народному обиходу, опираясь на мифологическую и фольклорную символику, на поэтику народной песни.

    1914 год – время «Чёток», которые принесли Ахматовой всероссийскую славу. Сборник породил многочисленные подражания и утвердил в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Позже появилась «Белая стая», но в 20-е годы умирали люди, не только стихи…

    В названных книгах Ахматова в основном осталась автором любовной лирики. Важно содержание личности, заложенное в стихах, глубина чувства, новое понимание его. Как сказал А. Твардовский о ее творчестве: «оно отличается необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала».
    Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном ожидании. Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту и необычайность, появляясь в предельном кризисном выражении – взлета или падения. Вся жизнь навзрыд…
    В 1938 году снова арестовали сына Ахматовой, арестован третий муж (Гумилёв уже давно расстрелян). Стихи этого времени, полные скорби и страданий, составили цикл «Реквием». Вся жизнь навзрыд…

    В биографии Ахматовой для меня всего более ценны строки о том, что в 20-х гг. ее исключили из Ленинградского отделения Всероссийского Союза писателей как непролетарского поэта. Да, это действительно так, она не пролетарский поэт. Вот только её хотели этой строчкой оскорбить, а на самом деле – возвысили. В 1938 году снова арестовали сына Ахматовой. Стихи этого времени, полные скорби и страданий, составили цикл «Реквием».

  Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Разное / Серебряный век русской поэзии / Любимый поэт серебряного века (Анна Ахматова).

Музей Серебряного века в Москве. Музей «Анна Ахматова. Серебряный век» в Петербурге

Стихи Ахматовой серебряный век

Анна Ахматова относится к поэтам Серебряного века. Многие ее стихотворения того времени пропитаны глубоким религиозным чувством. В творчестве поэтессы много библейских образов и мотивов, а также присутствуют отсылки к повествованиям из священных книг. Лирическая героиня Ахматовой набожна, глубоко верующая и всегда с молитвой на устах.

  1. 9 декабря 1913 года
  2. De profundis… Мое поколенье
  3. "А Смоленская нынче именинница…"
  4. "А я говорю, вероятно, за многих…"
  5. Август 1940
  6. "Ангел, три года хранивший меня…"
  7. "Безвольно пощады просят…"
  8. "Божий Ангел, зимним утром…"
  9. "Будешь жить, не зная лиха…"
  10. "Буду черные грядки холить…"
  11. "Бывало, я с утра молчу…"
  12. "Был блаженной моей колыбелью…"
  13. "В ремешках пенал и книги были…"
  14. "В том доме было очень страшно жить…"
  15. "Ведь где-то есть простая жизнь…"
  16. Вечером
  17. "Вижу выцветший флаг над таможней…"
  18. "Вместо мудрости — опытность, пресное…"
  19. "Все мы бражники здесь, блудницы…"
  20. "Все, кого и не звали, в Италии…"
  21. Вторая годовщина
  22. "Выбрала сама я долю…"
  23. "Высоко в небе облачко серело…"
  24. "Высокомерьем дух твой помрачён…"
  25. "Где, высокая, твой цыганенок…"
  26. "Годовщину последнюю празднуй…"
  27. "Город сгинул, последнего дома…"
  28. "Господь немилостив к жнецам и садоводам…"
  29. Гость
  30. "Да, я любила их, те сборища ночные…"
  31. "Дал Ты мне молодость трудную…"
  32. Данте
  33. Два стихотворения
  34. "Двадцать первое. Ночь. Понедельник…"
  35. "Дверь полуоткрыта…"
  36. "Для того ль тебя носила…"
  37. "Думали: нищие мы, нету у нас ничего…"
  38. "Дьявол не выдал. Мне всё удалось…"
  39. "Если плещется лунная жуть…"
  40. "Есть в близости людей заветная черта…"
  41. "Жить — так на воле…"
  42. "За такую скоморошину…"
  43. "Заболеть бы как следует, в жгучем бреду…"
  44. "Забудут?

Музей "Анна Ахматова. Серебряный век" в 2018 — 2019

— вот чем удивили!.."

  • "Загорелись иглы венчика…"
  • "Зачем вы отравили воду…"
  • "Зачем притворяешься ты…"
  • "Здесь все тебе принадлежит по праву…"
  • "Здесь все то же, то же, что и прежде…"
  • "Здравствуй! Легкий шелест слышишь…"
  • "Земная слава как дым…"
  • "Земной отрадой сердца не томи…"
  • "Знаю, знаю — снова лыжи…"
  • "И в памяти черной, пошарив, найдешь…"
  • "И в тайную дружбу с высоким…"
  • "И вот одна осталась я…"
  • "И вот, наперекор тому…"
  • "И мальчик, что играет на волынке…"
  • "И мнится — голос человека…"
  • "И на ступеньки встретить…"
  • "И сердце то уже не отзовется…"
  • "И слава лебедью плыла…"
  • "И упало каменное слово…"
  • "И целый день, своих пугаясь стонов…"
  • "И, как всегда бывает в дни разрыва…"
  • "Из памяти твоей я выну этот день…"
  • Имя
  • "Истлевают звуки в эфире…"
  • "Каждый день по-новому тревожен…"
  • "Как белый камень в глубине колодца…"
  • "Как будто страшной песенки…"
  • "Как в трапезной — скамейки, стол, окно…"
  • "Как вплелась в мои темные косы…"
  • "Как соломинкой, пьешь мою душу…"
  • "Как страшно изменилось тело…"
  • Клеопатра
  • Клятва
  • "Когда в тоске самоубийства…"
  • "Когда о горькой гибели моей…"
  • "Когда человек умирает…"
  • "Мне больше ног моих не надо…"
  • "Мне не надо счастья малого…"
  • "Мне ни к чему одические рати…"
  • "Мне с тобою пьяным весело…"
  • Многим
  • "Молюсь оконному лучу…"
  • Муза
    1. "Муза ушла по дороге…"
    2. Музе ("Муза-сестра заглянула в лицо…")
    3. "Мурка, не ходи, там сыч…"
    4. "Мы не умеем прощаться…"
    5. "Нам свежесть слов и чувства простоту…"
    6. Наследница
    7. "Настоящую нежность не спутаешь…"
    8. "Не в лесу мы, довольно аукать…"
    9. "Не мудрено, что похоронным звоном…"
    10. "Не недели, не месяцы — годы…"
    11. "Не стращай меня грозной судьбой…"
    12. "Но я предупреждаю вас…"
    13. "О, есть неповторимые слова…"
    14. "Один идет прямым путем…"
    15. "Одни глядятся в ласковые взоры…"
    16. "Он и праведный, и лукавый…"
    17. "Он прав – опять фонарь, аптека…"
    18. "Они летят, они еще в дороге…"
    19. "Опять подошли незабвенные даты…"
    20. "Особенных претензий не имею…"
    21. "Оставь, и я была как все…"
    22. "От меня, как от той графини…"
    23. Ответ
    24. Отрывок ("И кто-то, во мраке дерев незримый…")
    25. Памяти М.А. Булгакова
    26. Памяти Пильняка
    27. Памяти Сергея Есенина
    28. Первое возвращение
    29. "Плотно сомкнуты губы сухие…"
    30. "По неделе ни слова ни с кем не скажу…"
    31. "По твердому гребню сугроба…"
    32. "Подошла. Я волненья не выдал…"
    33. Подражание И.Ф.Анненскому
    34. Поздний ответ
    35. "Покорно мне воображенье…"
    36. "Пора забыть верблюжий этот гам…"
    37. Последний тост
    38. Послесловие ("Как будто заблудившись…")
    39. "Потускнел на небе синий лак…"
    40. Поэма без героя (отрывок)
    41. Поэт
    42. "Приду туда, и отлетит томленье…"
    43. Призрак
    44. "Проплывают льдины, звеня…"
    45. "Простишь ли мне эти ноябрьские дни?.."
    46. "Протертый коврик под иконой…"
    47. "Пусть голоса органа снова грянут…"
    48. "Пусть даже вылета мне нет…"
    49. Пушкин
    50. "Сжала руки под тёмной вуалью…"
    51. "Слаб голос мой, но воля не слабеет…"
    52. "Сладок запах синих виноградин…"
    53. "Словно ангел, возмутивший воду…"
    54. "Словно дальнему голосу внемлю…"
    55. "Словно дочка слепого Эдипа…"
    56. "Соблазна не было. Соблазн в тиши живет…"
    57. "Соседка из жалости — два квартала…"
    58. "Столько раз я проклинала…"
    59. "Судьба ли так моя переменилась…"
    60. "Твой белый дом и тихий дом оставлю…"
    61. Тень
    62. "То, что я делаю, способен делать каждый…"
    63. "Ты знаешь, я томлюсь в неволе…"
    64. "Ты мне не обещан ни жизнью, ни Богом…"
    65. "Углем наметил на левом боку…"
    66. Уединение
    67. "Уж я ль не знала бессонницы…"
    68. Утешение
    69. Хозяйка
    70. Художнику
    71. Царскосельская статуя
    72. Царскосельские строки ("Пятым действием драмы…")
    73. "Цветов и неживых вещей…"
    74. "Чем хуже этот век предшествовавших…"
    75. "Чугунная ограда…"
    76. "Это и не старо и не ново…"
    77. Эхо
    78. "Я живу, как кукушка в часах…"
    79. "Я и плакала и каялась…"
    80. "Я именем твоим не оскверняю уст…"
    81. "Я не любви твоей прошу…"
    82. "Я окошка не завесила…"
    83. "Я пришла к поэту в гости…"
    84. "Я пришла сюда, бездельница…"
    85. "Я с тобой, мой ангел, не лукавил…"
    86. "Я сошла с ума, о мальчик странный…"
    87. "Я спросила у кукушки…"

    Вам может быть интересно

    Музей "Анна Ахматова. Серебряный век" в Санкт-Петербурге

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *